Этапы развития бизнеса
Как и любое живое существо, бизнес представляет собой сложную систему организации и работы взаимосвязанных систем. Это не раз уже отмечалось классиками соответствующей литературы. И как организм любая компания в становлении и развитии проходит через определенные стадии роста или упадка. Поэтому же дело необходимо «подкармливать», «лечить», словом, ухаживать за ним, чтобы бизнес рос и развивался.
Рассмотрим основные этапы развития бизнеса и постараемся разобраться, что на каждом из них помогает в управлении коллективом и делом.


Основание
Начало любого дела знаменует собой осознание всех рисков, сформированную концепцию продвижения, существование финансового плана с учетом расходов и возможных поступлений.
Кроме регистрации формы существования бизнеса (допустим, ИП или ООО), важно также понимать, откуда будет приходить его подпитка на первом этапе: есть ли у вас достаточно личных накоплений или понадобится поддержка от государства, банковского сектора, неравнодушных людей (краудфандинговые платформы не стоит сбрасывать со счетов).
Обычно на данной стадии стратегия управления строится на совместном творчестве и сближении коллектива на основе общей деятельности. Однако было бы хорошо, кроме источников финансирования, продумывать на будущее и структуру компании, области ответственности каждого сотрудника — готовиться к росту и увеличению нагрузки.
Стадия выхода в ноль
С точки зрения управления о росте компании на данном этапе еще нет речи, поэтому, скорее всего, в управлении придется пользоваться инструментами, которые были приобретены ранее. Возможно, потребуется уточнение структуры и разграничение зон ответственности, если этого не было сделано на предыдущем этапе.


Стадия роста
На данном этапе уже получается зарабатывать. У вас увеличилось число клиентов, соответственно, прибыль также растет. Настала пора нанимать новых сотрудников и решать скопившиеся проблемы, расширять производство или спектр услуг и т.п. По идее, дополнительные займы тут необязательны, но могут возникать и сложности, к примеру, с кассовыми разрывами (когда деньги заработаны, но еще не получены). Поэтому при необходимости можно рассматривать продажу части предприятия партнеру или привлечение соинвестора.
С увеличением коллектива понадобятся понятные регламентные процедуры и прозрачные прописанные бизнес-процессы. Если ранее не было твердой уверенности в их необходимости, поэтому эти вопросы задвигались на дальний план, то в момент роста придется приостанавливаться, чтобы фиксировать происходящее и структурировать работу в авральном режиме. В отличие от остальных этот этап развития бизнеса подходит для внедрения новых инструментов и фиксации правил работы в компании лучше прочих.
Стадия зрелости
Дело стабилизируется, прекращается зависимость от перемен на внешнем рынке, отмечается его устойчивость. Компания не должна пострадать от увеличения цен на поставки, сырье или прочие экономические трудности, так как к этому времени уже должна быть сформирована подушка безопасности на время кризиса и принятия сложных решений.
Хотя дело приобрело устойчивость, бросать все на самотек, устраняться и думать, что все будет работать как часы на постоянной основе, не стоит. Если контролировать ситуацию (в хорошем смысле слова «контроль»), то данный этап развития бизнеса может тянуться довольно продолжительное время. Зато в это время можно развиваться дальше и масштабировать бизнес: расширить географию работы, объем продаж, увеличить количество торговых точек и т.п. Стоит продумать дополнительные источники финансирования и для такого случая.
Нередкая ошибка управленцев на данном этапе — почивание на лаврах относительно установленных правил. Часто складывается впечатление, что созданные инструменты, внедренное ПО и внутренние документы будут всегда работать сами по себе, естественным образом поддерживаться в актуальном состоянии самими сотрудниками. Однако зачастую получается совсем наоборот. Поэтому без поддержания нужного уровня квалификации сотрудников, а также контроля работы по принятым «правилам игры» можно значительно сократить стадию зрелости.


Стадия упадка
Как ее заметить? Сокращение прибыли, уход клиентов, рост издержек — все это верные признаки упадка. На этом этапе развития бизнеса даже при условии наличия новых клиентов существует возможность, что прибылью придется гасить издержки. На данном этапе торопливость будет вашим плохим другом, ведь иногда стоит обойтись без скоропалительных денежных вливаний, а пересмотреть бюджет и перераспределить его расходование.
Время упадка — время пересмотра внутренних процессов. Если ранее вы все также работали по накатанной, то сейчас пришел этап революции: время внедрения новых систем, программ автоматизации, стратегических новшеств. Только активными и продуманными действиями бизнес можно вывести из упадка.
5 необязательных этапов развития бизнеса
Стоит упомянуть, что ваше дело необязательно пойдет по данному пути, начав с основания и окончив упадком. Кто-то так и не может развиться и сразу с открытия попадает в проблемы, а кто-то будет работать много лет, перейдя к росту от зрелости. Судьба каждой компании индивидуальна и зависит как от ее владельца, так и от структуры и системы, которые он положил в основу бизнеса.
Поэтому будьте внимательны, сосредоточены и систематичны в работе, тогда успех обязательно придет!

контакты
ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯЙТЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
© 2022 OKTOBIT24.RU